Я иногда думаю о двух знаковых произведениях английской женской литературы девятнадцатого века с позиции того, какие же классные ролевые модели они задают.
Я о “Гордости и предубеждении” и о “Джейн Эйр”.
А конкретно
читать дальшео тех моментах, когда обе главные героини отказывают своим женихам.
Лиззи Беннет отказывает привлекательному, умному и чудовищно богатому мужчине с высоким положением в обществе, потому что он неуважительно признался ей в любви. Это на фоне того, что у неё весьма сомнительное положение на брачном рынке - не особо богата и не считается красавицей - а дело происходит в эпоху и в социальном слое, когда брак является единственным социально одобряемым способом для женщины позаботиться о своём будущем. Если она не выйдет замуж, то в лучшем случае её ждёт жизнь на птичьих правах рядом с придурочным родственничком, и то вряд ли, потому что родственничку она тоже уже успела отказать. Бойкая барышня.
Потом у неё, конечно, всё хорошо, потому что красивый-умный-богатый совершает усилие по преодолению их дискоммуникации (пишет письмо с подробным описанием собственной точки зрения) и перевоспитывается, и вообще он её всегда нравился, и дом у него красивый, она тоже немного перевоспитывается, всё смогли договориться и счастливы.
Джен (вообще-то она Джен) Эйр отказывает мужчине, в которого она влюблена без памяти и который тоже в неё предположительно тоже вроде как влюблён. И который тоже сильно богатый. Её жизненные перспективы при этом вообще довольно скудны, потому что она бедная некрасивая сирота-гувернантка. Она отказывает из-за того, что у него нет юридической возможности вступить с ней в законный брак.
Сёстры Бронте (по крайней мере, Эмили и Шарлотта, Энн я не читал) были явно более склонны к мистицизму и всякой метафизике поболее, чем Джейн Остин, поэтому за это решение героиню ожидает не всякая бытовуха, а вполне-себе награда свыше: она волшебным образом находит свою настоящую семью, а также становится хорошо обеспеченной невестой. Герой, соответственно, получает наказание, он покалечился при пожаре, но зато любимая женщина к нему вернулась.
Я люблю эти две истории, потому что, на мой взгляд, они о личных границах и умении позаботиться о себе. Ну, то есть, история Лиззи вообще именно о личных границах и о дискоммуникации. Нельзя выходить замуж за мужчин, которые тебе хамят и семью твою не уважают, особенно, когда есть всякая неблаговидная информация об их прошлом. Выйдешь за такого, и дальше что? Неееет, надо сначала со всеми конфликтными ситуациями разобраться, собрать у слуг положительный психологический портрет претендента, тогда можно.
Историю Джен, если стряхнуть с неё все рассуждения о моральности брака, мне кажется, можно интерпретировать примерно так: “Если уж так сложилось, что я живу в мире, где есть только один социальный институт, защищающий мои права и дающий какие-никакие гарантии, негоже им пренебрегать”. Какая бы любовь ни была, она не стоит полного бесправия и абсолютной зависимости от прихоти партнёра.
(Маленькое позднее дополнение: перед публикацией этого поста я прочитала длинный разбор романа с большим количеством цитат, и, хотя показанные в нём отношения сложно назвать здоровыми, глубоко впечатляет то, какой Джен кремень психического здоровья и личных границ.)
Мне очень жаль, что в моей национальной культуре таких ролевых моделей не было, как не знаю я и ярких историй, написанных в то же время женщинами для женщин. Все классические русские женские образы созданы мужчинами, и они в основе достаточно безумны. На пьедестале почёта в моём личном рейтинге безумности стоит истинная самка Наташа Ростова, сочинённая бескомпромиссным шовинистом, который был духовным лидером нации чуть больше ста лет назад.
Я вижу в этом одну из причин, почему у нас такой трындец в гендерных отношениях. “Гордость и предубеждение” и “Джейн Эйр” не только учили женщин, что от плохих предложений нужно отказываться, мужчины тоже их читали, таким образом получая в картину мира приятное понимание, что женщина - это не только красивый предмет с эмоциями (нечто вроде домашнего животного), но и субъект, имеющий голос, позицию и мотивации. Когда женщина отказывается, это нормально.
Вообще, конечно, непопулярная тема, но я считаю очень важным говорить о том, что есть факторы, которые повышают вероятность попадания в ситуацию насилия. То есть, я глубоко разделяю два убеждения: “жертва не виновата в насилии” и “любой психически здоровый взрослый человек несёт ответственность за свою жизнь (многие не здоровые тоже, но тут есть оговорки)”. Иногда приходится прилагать усилия, чтобы эти два убеждения успешно совмещались в одном пейзаже, но потеря любого из них приводит к очень негодным последствиям.
Моё представление об этих факторах частично основывается на “Технике безопасности” Княжны, частично на разных других вещах, и я вижу их примерно так:
1. Плохое ресурсное состояние. Согласно Княжне, особенно роляет, если оно наступило внезапно, резко и только что, или, если, наоборот, оно сохраняется уже давно, но с недавних пор стало сопровождаться трепыханиями и несколько беспорядочными попытками улучшить ситуацию.
2. Пассивная агрессия. Самый скользкий пункт, потому что, хотя я использую это понятие в повседневной жизни, я ещё не встречала его определения, которое не исключало бы каких-то нужных смыслов и не втягивало бы смыслы ненужные. Однако на интуитивном уровне пассивно агрессивные люди хорошо чувствуются. Более того, на бессознательном уровне их агрессия часто считывается как вполне явная, и вызывает ответную агрессию, которая тоже может быть совершенно явной. Кроме того, они склонны отвечать агрессией на агрессию так, как будто они исходят из значительно большего количества ресурса, чем у них есть, что раззадоривает противника, и сильно эмоционально вовлекаться в ситуацию, требующую агрессии, что задерживает их в ней.
3. Отсутствие прочного, хорошо интериоризированного убеждения, что есть такие коммуникации, которых вообще не надо, какие бы блага они бы с собой ни несли. Ну, то есть, в теме поста, не буду выходить замуж за мужчину, который мне хамит, даже если он богат, а взамуж очень надо. Эта проблема обычно лежит глубже финансовых расчётов, речь о людях, которые настолько привыкли к мысли, что любовь и близость вообще всегда только так и предлагают, что в те моменты, когда уже должен срабатывать инстинктивный отмороз, остаются в ситуации, ожидая принятия.
4. Отшибленная связь с собой на предмет недопустимого поведения. То есть, отсутствие прочного, хорошо интериоризированного убеждения, что недопустимое поведение бывает, может не иметь никакой причины, что человек, который таким образом себя ведёт, априорно заслуживает встречи с защитной реакцией, даже если эта защитная реакция не идеально вписывается в нормы вежливости, применимые к обычной ситуации. Работает примерно как предыдущий пункт, то есть, ведёт к задержке реакции, которая тратит ценное время и укрепляет насильника в идее, что всё ок и ему всё можно. Выглядит немного иначе, жертва просто теряет связь с собой и ситуацией и не знает, что ей делать.
Последние три пункта объединяются термином “виктимность” (который правда существует и правда, как мы видим, что-то описывает, хотя его и дискредитирует использование в целях обвинения жертвы).
Естественно, что, даже если жертва и несёт ответственность за какую-либо из этих особенностей или состояний, эта ответственность вообще не приравнивается к вине за насилие, и не снимает её с насильника.
Кроме того, не стоит забывать, что примерно этот же набор параметров может привести человека в ситуацию насилия в роли насильника. В нашей социокультурной ситуации женщины редко (вроде) кого-то бьют и принуждают к сексу, но крики, эмоциональный шантаж, наказание молчанием и многое другое - это тоже насилие, и оно тоже наносит вред. На мой взгляд, это вторая веская причина работать с этими признаками.
Вопрос: Лайк
1. <3 |
|
12 |
(100%) |
|
|
|
Всего: |
12 |
@темы:
книги,
психология вообще и моя в частности
а может напишешь про это в Поговорим о книгах? мне кажется, было бы интересно.
а какой подробный разбор романа про джен эйр ты прочитала? тоже хочу почитать.
Теоретически я совсем не против, хотя я проглядела пару крайних страниц сообщества и мне показалось, что оно не совсем такое по формату. Стоит ли грузить людей моей типа аналитикой?
Это цикл в ЖЖ Тани Танк: первая, вторая, третья часть. Я не стала прямо в посте давать ссылку, потому что мне кажется, что то, что она пишет местами не особо научно и совсем не экологично, но разборы мне было интересно почитать. Цитат много)
Госпожа Сеть, спасибо) Да, можно)