замначальника департамента глюков и монстров
Все люди, которых я знаю, и которые хотят заниматься творчеством, ужасно сакрализуют его. Ясно, что это последствие культурной концептуализации творчества, как чего-то волшебного и вечного, находящегося за рамками обычной жизни и помещающего своего создателя туда тоже, эликсира бессмертия. Навскидку легко вспоминается Пушкин: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит”. (Здесь я могу иронично заметить, что этот рецепт бессмертия, как и все остальные, не работает, человек умирает вне зависимости от того, знают ли его много людей или нет, и вне зависимости от чувства эмоциональной сопричастности, которое возникает от любимых текстов. Писать всё равно хочется - потому что это доставляет удовольствие, а не потому, что это поможет не умирать. Но речь сейчас не об этом.)

По моим наблюдениям (Арсений совершенно не согласен с этой мыслью, и мы с ним несколько раз спорили о ней), люди, которые стремятся к творчеству, чаще всего делятся на тех, кто ощущает сам процесс как волшебный, и на тех, кто ощущает самих себя, занимающихся творчеством, как волшебных. Слово “волшебный” я здесь использую не в положительном смысле, а как обозначение травматической реакции, это значит, что человек наделяет нечто в своей жизни магическими силами и магической важностью, как будто само наличие этого чего-то способно решить все проблемы, принести облегчение и вознести тебя на пьедестал. Многие относятся к романтической любви как к волшебной, но вообще-то многое может стать волшебным в сознании человека, и творчество, как правило, становится.

Так вот, людей первой категории я отличаю по тому, что это они, например, очень переживают о том, что они не могут заниматься творчеством без вдохновения, это они часто описывают своё эмоциональное состояние во время творчества как нечто невероятное и особенное, и это для них актуальны всякие довольно пафосные идеи вроде “быть поэтом - это навсегда, даже если я не пишу уже три года” или “искусство - это моё призвание и проклятие”. Это для них принципиально вложить душу во всё, что они делают, и совершенно непонятно, как можно просто тренировать навыки и развиваться.

Люди второй категории скорее находят самих себя особенными, когда они занимаются чем-то таким творческим. Поэтому они могут быть гораздо продуктивнее и гораздо легче растормаживаются относительно качества того, что они делают. У них меньше фиксации на результате и больше на самих себе, поэтому у них может быть снижена критичность к тому, что они делают, зато много активности. Зато они почему-то более прямолинейно ранимы по отношению к критике.

Себя я отношу к первому типу, и попытки разжать у себя способность творить без магии и писать так спокойно, словно это никто никогда не прочтёт, вызывают у меня панический ступор. (Все мои тексты напрямую читают боги. Поэтому пока я даже не могу убедить себя написать что-то, что мне не нравится, и никому никогда не показывать.)
Я думаю, что делать что-либо в своей жизни волшебным - пусть даже такую замечательную и приятную штуку как творчество - это всегда неправильно, это всегда бегство от реальности и обесценивание собственной жизни и собственных решений. Поэтому мне очень, очень хочется снять этот блок, поверить, что процесс творчества не волшебный, феи не умирают, когда я сажусь писать без вдохновения, и писать (и рисовать) плохо можно всем людям.

@темы: методы жизни, психология вообще и моя в частности

Комментарии
22.05.2016 в 02:16

По личным вопросам Мерлин принимает в каждую первую среду века.
Интересная точка зрения. Для меня -- странная. И, возможно, мысль выглядит недостаточно развернутой.

Сначала я споткнулся о слово "творчество", потом споткнулся обо всё остальное ) Не знаю даже, как начать обсуждать.
22.05.2016 в 02:31

никогда такого не было, и вот опять!
когда ты пишешь "хотят заниматься", ты имеешь в виду "хотят заниматься"?
22.05.2016 в 02:31

замначальника департамента глюков и монстров
Олег Чаров, обычно обсуждение проще всего начать с непонятного)
22.05.2016 в 02:32

замначальника департамента глюков и монстров
little hoof, я не имею в виду состоявшихся профессионалов, если ты об этом, потому что я не имею в виду их перед глазами)
22.05.2016 в 03:07

По личным вопросам Мерлин принимает в каждую первую среду века.
Весенний Туман
Непонятным для меня вышел весь угол зрения ))))

Поэтому начнём с ключевого существительного. Что в данном случае понимается под творчеством?
22.05.2016 в 03:29

замначальника департамента глюков и монстров
Олег Чаров, определённые виды деятельности, которые, в силу сложившихся в обществе традиций, у многих людей ассоциированы с понятием "искусство")) Т. е. это практически все виды литературной, изобразительной и музыкальной деятельности, а также довольно большое число видов деятельности, которые связаны с выступлением на публике)
Креативность вообще как свойство любой деятельности я не рассматривал)
22.05.2016 в 03:37

никогда такого не было, и вот опять!
Весенний Туман, хочу оспорить первый тезис((
вроде отношу себя к группе занимающихся о-боже-тем-что-считается-в-основной-массе-творчеством, но внутренне плохо вписываюсь и в первую, и во вторую группу (может, снаружи виднее, конечно). хочу записаться первым членом отдельной группы для "тупо получают удовольствие от процесса" :)
22.05.2016 в 03:49

замначальника департамента глюков и монстров
little hoof, так я пишу про проблемное довольно неадекватное состояние с низкой эффективностью. Включить тебя в список "всех людей, которых я знаю" я не могу, потому что я тебя не наблюдаю уже лет восемь, а тогда и деревья были выше, и небо совсем другим))
А так вокруг меня довольно много людей, некоторые из которых даже занимаются О-БОЖЕ-МОЙ-творчеством, но именно как О-БОЖЕ-МОЙ и им с этим довольно сильно неудобно. Или было неудобно совсем недавно и до сих пор с некоторыми видами неудобно. Или они занимаются, но не совсем тем, чем хочется, а чем хочется, тем страшно. Или вообще всем страшно заниматься, ничем нельзя. Или можно, но тогда, когда наконец появится идея для того самого романа.
Если относиться к этому тем способом, о котором я пишу, то очень сложно получить стабильность, постепенное развитие навыка и расслабленное отношение.

Сам я вернулся к активной регулярной деятельности в этом направлении четыре недели назад и этот текст написан примерно тогда же, это терапевтическое письмо в некотором смысле)
22.05.2016 в 03:49

замначальника департамента глюков и монстров
little hoof, так я пишу про проблемное довольно неадекватное состояние с низкой эффективностью. Включить тебя в список "всех людей, которых я знаю" я не могу, потому что я тебя не наблюдаю уже лет восемь, а тогда и деревья были выше, и небо совсем другим))
А так вокруг меня довольно много людей, некоторые из которых даже занимаются О-БОЖЕ-МОЙ-творчеством, но именно как О-БОЖЕ-МОЙ и им с этим довольно сильно неудобно. Или было неудобно совсем недавно и до сих пор с некоторыми видами неудобно. Или они занимаются, но не совсем тем, чем хочется, а чем хочется, тем страшно. Или вообще всем страшно заниматься, ничем нельзя. Или можно, но тогда, когда наконец появится идея для того самого романа.
Если относиться к этому тем способом, о котором я пишу, то очень сложно получить стабильность, постепенное развитие навыка и расслабленное отношение.

Сам я вернулся к активной регулярной деятельности в этом направлении четыре недели назад и этот текст написан примерно тогда же, это терапевтическое письмо в некотором смысле)
22.05.2016 в 16:44

никогда такого не было, и вот опять!
Весенний Туман, абрлваг.

я помню просто отчетливо, когда находилась в первой из твоих групп. меня спасла очень активная творческая тусовка с огромным кол-вом деятельности, которую некогда сакрализировать. момент выхода не помню, но сейчас это будни, а не волшебство, и это ощущается приятно.
22.05.2016 в 17:20

замначальника департамента глюков и монстров
little hoof, это именно то, чего я хочу для себя сейчас) мне так и кажется, что реальная деятельность и общение должны быть рецептом. А чем ты занимаешься, ты поёшь?
23.05.2016 в 14:42

никогда такого не было, и вот опять!
Весенний Туман, пою в ансамбле а капелла последние шесть лет. две репетиции в неделю, вокал, выучи партию, настучи ритм, сними видео, конкурс, концерт, ежедневный срач в диаложике. иногда отдельных участников заносит на "волшебничание", но темпы сейчас выросли, особо не поволшебничаешь. большое кол-во критики со всех сторон и чужого здорового опыта очень быстро возвращает к реальности.