Для тех, кто подзабыл характеристики и вехи мира, в котором живёт, позволю себе напомнить: друзья мои, мы живём в мире, где героям нельзя доверять.
У нас героев ведёт слепое чутьё, а проблески большого ума ведут к безумию и могиле. И им нельзя доверять.
Тут на слово "нет" даже герои отвечают словом "о'кей".
Всем нашим героям перед любой кульминацией надо напоминать, зачем они это делают, и что из себя представляют.
А ещё ни один герой никогда не был способен разобраться со своими чувствами самостоятельно.
Здесь у нас чувств парадоксально вообще стало гораздо больше, чем холодной мысли, и поэтому скоро уже все кухонные разговоры будут начинаться с "как считаешь", а не "как чувствуешь".
И все герои падают и умирают.
Теперь по существу.
читать дальшеУвидев первый сезон осенью 2010го, я, хотя и был значительно глупее, сразу понял, что здесь будет нечто нерядовое. Оно и было чем-то нерядовым, но тогда ещё не настолько.
Шерлок из первого сезона всё же был без двух шагов психопатом, жестоким и тем скучным. Когда у человека в жизни нет ничего, кроме голого интереса, сам он не столь уж интересен. Всё это было оригинально, это было смело и это прямым текстом говорило о настоящем времени - что само по себе удивительно, потому что редко когда понятия "искусство" и "актуальность" действительно сходятся в одной точке, чаще современность вползает в искусство как бы исподволь, через любимые словечки автора и через его любимые мифы, современность часто подразумевается, но редко прописывается, она клочкообразна в искусстве, а не действует как отдельный мир.
В первом сезоне она уже действовала - все эти новомодные штучки, вроде буковок, айфонов и злой иронии. Вроде запрета на курение, призрака гомосексуальности, бродящего типа призрака коммунизма, вроде костюмов, вроде перенаселённости, вроде страха подделки и страха оригинала. Здесь нельзя отделаться грязью на Пиккардроуд и Пикадилли.
Но это всё ещё не сказало нам тогда чего-то действительно нового.
"Скандала в Белгравии" хватило мне, чтобы поверить, что все авансы окупились, и сказанного слова теперь не воротишь.
Чем в действительности подкупает финал? Почему настолько эротично умение думать?
Я считаю, что финал подкупает фактом доказательства чувства через разум, а вернее - через ощущение.
Мы живём в мире, где все чувства непоказательны. Если ты не доказываешь существование своего чувства, своей любви, своей боли ежесекундно, легко представить, что его не было никогда. Мы живём в мире недоказанного, прозрачного, где даже вера болезненна, потому что никто не способен каждую секунду думать "я верю, я верю, я верю".
Мы живём в мире вечной неуверенности в ближнем, где любовь к нему не безвозмездный и естественный дар, а Дамоклов меч для любящего.
На "я не люблю тебя" у нас отвечают "ну ладно". (значит так и есть.)
На "она никогда не любила тебя" у нас отвечают "ну ладно". (а ведь так и есть.)
У нас было не принято иначе, пока премудрые британцы не создали героя, который ответил: "я знаю, что ты врёшь, я знаю твой пульс, твой пароль и всю твою музыку. в мире нет вещи, не оставляющей следов, и твои чувства оставляют следы. я верю своим ощущениям больше, чем твоим словам, чем твоим делам, чем словам моего брата, моего друга, чем журналистам и террористам. я смогу защитить тебя лучше, чем любая тайна. беги же. беги".
И это большая удача.
Я не чрезмерно восторжен, я восторжен в самый раз - сюжет второй серии бредовый целиком и полностью, в самом лучшем случае "Собаки Баскервиля" - это серия про отпуск, причём как для Шерлока, так и для Моффата. Иначе всю эту свистопляску со светящимися кроликами, буквенными паролями от сверхсекретной базы и супергазом, безнадзорно распыляемым в кустах, объяснить невозможно.
Зато там есть ключевой смыслообразующий диалог. Метод интеллектуальной магии сегодняшнего дня - это не каноническая дедукция. Это наблюдательность и доверие своим чувствам. Это обоснованные, чёрт возьми, критерии доверия и недоверия им.
А ещё мне очень нравится момент с чертогами памяти.
И ещё пара слов о третьей серии - а значит, ещё раз о вере в контексте ума.
Финальный монолог Ватсона убил и вынул сердце. Это - вера. Это - я понимаю.
Герой, который надменен, истеричен и раздражает, который скорее антигуманен, чем что-то другое, это герой, которого мы заслужили. Герой, доказывающий своим умом любовь, и внушающий веру.
Потому что сейчас нам не поможет неопровержимая мораль и пронзительные чувства. Сейчас нам нужны доказательства и того, и другого.
И я, на самом деле, люблю, когда мне наглядно объясняют, как выглядят и проявляются те или иные чувства - у меня в этом лакуны, хотя после осознания приходит принятие и способность их испытывать на самом деле. Ну, почти.
А пронзительные чувства сильно выше понимания. Для меня главная загадка второго сезона не то, как Шерлок спасся, а почему он плакал на крыше.
и на тютельку выше них находится вера сиречь возможность для действия, потому что под этим понятием я подразумеваю электрический ток, текущий через мир, благодаря которому эта штука вообще как-то работает. но без методов, без левой и правой руки он тоже ничего не может.
да и нет, собственно, противопоставления, процессы, в общем, одинаковые, просто начинающиеся с разных тактов.
потому что, если подумать хорошо, то с точки зрения той же биологии учащённый пульс никак нельзя считать доказательством любви, разве только гормонального всплеска или аритмии. то есть то, что заставляет понять, принять и поверить, что это любовь, всё так же остаётся вне нашего представления, как и сама она, в общем. и любой трансцендентный опыт.
если ты хочешь сказать, что познание не бывает трансцендентным опытом, я, право, расстроен.
надеюсь, что выражаюсь понятно хотя бы наполовину.
Настоящий Холмс все же адекватно оценивал себя, да к тому же был джентльменом, а этот похож на несчастного невоспитанного ребенка, который пытается всем и каждому что-то доказать. И я не вижу подачи чувства через разум - наоборот, Шерлок неуравновешенный и неуверенный в себе человек, все время пытающийся сдерживать любое проявление чувственности, что у него не очень получается.
Это не значит, что герой мне не симпатичен, просто для меня это скорее сериал о поиске себя и становлении Шерлока как человека (таки к концу 2 сезона он стал поумнее наконец и начал вкуривать в собственные проблемы с восприятием мира), чем ода разуму. Шерлок со своим чистым разумом вроде и живой, но не живет, выигрывает - но в проигрыше; а мир вокруг него не просчитывает - и цветет, ну а древо жизни, как водится, пышно зеленеет.
Впрочем, рыдания на поминках по светлому образу Холмса не помешали мне посмотреть весь сериал за один день и ждать следующего сезона. Сериал снят хорошо. Актеры играют хорошо.
п.с.: а что касается любви - как я понимаю, ты имеешь ввиду, что понимание любви невозможно без совокупности анализа и чувства, и чем более развит человек, тем глубже он познает природу мира? если так, то я согласна, если нет - то расскажи поподробнее, пожалуйста. это интересно.