Немного эмоций по поводу пятой серии шестого сезона "Игры престолов"По поводу пятой серии шестого сезона "Игры престолов": история Ходора душераздирающая. Вообще, хотя у меня много претензий к кинематографическим выборам создателей сериала (главная из них - это тенденция к выбору жестокости ради жестокости, без какого-либо осмысления, а также сочувствия, что к персонажам, что к зрителям), но мне понравились что четвёртая, что пятая серии шестого сезона (первые три были невыносимо скучные, а дальше я пока не смотрел). Мне кажется, очень красиво вплыли две темы: духоподъёмная тема girl power (видимо, откат от очень некрасивой репрезентации изнасилования Сансы и других подобных эпизодов) и довольно пугающая тема социального неравенства.
Мир “Игры престолов” действительно так работает, что жизнь слуги по умолчанию ценится значительно ниже, чем жизнь господина. И в контексте это темы то, что произошло с Ходором имеет очень мощный символизм: он не просто умер за господина, он вообще всю свою жизнь и заодно личность потерял ради одного этого момента. Ну, точнее, ради того, чтобы сначала дотащить Брана на крайний север как гужевое животное, а потом дать ему уехать на салазках с одним сопровождающим и довольно низкими шансами на дальнейший успех (хотя, эта история хоть и легко расправляется с персонажами, в меру очевидно, что прямо в ближайшее время Бран не помрёт).
Мне кажется, мы как цивилизация только тем и заняты, чтобы всё-таки мало-помалу начать считать, что ничья жизнь не ниже, и нет на свете человека не той расы, национальности, пола, ориентации и прочее. И это очень хорошая иллюстрация к вопросу, а почему это дело как-то медленно идёт, для меня оказалась.
Если же комментировать плохие с этической точки зрения выборы создателей сериала, то, во-первых, я считаю, что, конечно, искусство никому ничего не должно. Но есть вещи, которые оно делает естественным образом: оно позволяет функционировать нашей очень сложной и эволюционно слишком быстро развившейся психике (в данном случае, можно поставить знак равенства между психикой и нервой системой, мне кажется, хотя это можно не всегда). И поэтому в искусстве должно быть всё, что есть в реальности и ещё немного сверх того.
Поэтому, да, разумеется, художественные герои должны страдать. Потому что мы, люди, страдаем. И, более того, потому, что у нас есть принципиальная возможность страдать от множества самых разных вещей, а некоторые ситуации полезнее прожить умозрительно.
Тут можно порассуждать о том, что вообще вся линия с Сансой, Мизинцем и Болтонами очень, очень странная, и образ Мизинца у меня в голове от этой последовательности действий разваливается совершенно. (И я знаю, что в книгах всё было не так, хотя до этого места ещё не дочитал.)
Однако в данном случае довольно-таки всё равно, какую именно девушку отдали за Рамзи, при любом раскладе насилие является очевидным последствием. Всё очень логично, речи не идёт о том, чтобы этого события вообще не было. Вообще, предположим, что в выборе событий автор не всегда и властен, потому что архетипы, общая логика персонажей и мира и внутрипсихические запросы, да. Но рацио в искусстве тоже присутствует, и оно в авторской оценке происходящего. Авторскую оценку образа Рамзи в сериале я считываю примерно как: “Вот какой молодец, всегда добивается своих целей, жаль, что не все так могут”. И это касается не только его, а, в принципе, многих эпизодов насилия, и мне это неприятно.