Недавно прочитал свою первую книгу Ялома (прокрастинируя чтение Фрейда), конкретно - “Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. Это книжка в жанре “случаи из практики” (не знаю, как такое должно называться, но как-то должно), т. е. почти научпоп, но читается совершенно как худлит, потому что ну правда очень хорошо написано.
Что меня больше всего цепляет в этой книге - это искренность, уровень которой должен быть немного (или даже не немного) излишним для большинства людей, но который примерно соответствует тому уровню искренности, на котором комфортно жить мне. Особенно лично меня задел сложный сплав интереса и отвращения, который Ялом в разных формах фиксирует в разных новеллах по отношению к разным клиентам, очень похожий на тот, который я сама часто чувствую к людям. Описание своих негативных переживаний о других людях вообще-то очень безжалостная операция, и в первую очередь безжалостная по отношению к самому себе. Культура учит или скрывать негативные переживания, или, на худой конец, упрощать их, сводить к одному-двум слоям или вовсе привязывать к внешним причинам. Культура не учит анализировать эмоции, объяснять их через свои собственные страхи и желания. Для признания многих, в общем-то, простых и очевидных переживаний приходится идти вопреки множеству предписаний, а также иметь очень налаженную коммуникацию с другой стороной - или рискнуть потерей всякой коммуникации.
Так вот, мне знакома смесь жгучего интереса и отвращения ко многим людям. И когда я говорю об отвращении, даже в абсолютно анонимном тексте, мне хочется начать оправдываться, потому что отвращение - это плохо. Если я признаю, что я испытываю отвращение, тем самым я признаю, что считаю себя лучше других (что заведомо неправда, потому что эмоции сами по себе не содержат в себе оценочных характеристик). И всё это чувство вины очень мешает всерьёз посмотреть на эти чувства и задуматься о том, почему я их чувствую. Что меня интересует в других людях? Меня интересует уникальность, и тот способ, каким этот человек может воздействовать на мир вокруг себя, и стиль, в котором именно он может выстроить свою жизнь - естественный для него, отражающий его свойства и особенности и органично ему подходящий. И ещё та близость, которой я могу достичь именно с этим человеком.
Что меня отвращает? Ооо, меня отвращают страхи перед жизнью, особенно нелогичные, и потакание им, то есть, трусость, меня отвращает принципиальный отказ от ответственности за себя, свою жизнь или свои эмоции, меня отвращает ненависть к себе во всех формах и проявлениях, меня отвращают игры вокруг отрицания действительности, меня отвращает жестокость к другим, которая обычно проистекает от нарушенной эмпатии, которая, в свою очередь, часто берётся из нарушенных отношений с собой. Меня отвращают боль и ложь, когда они ходят парой.
По сути моё отвращение - это эмоция по отношению к естественному врагу - человеческому несчастью.
И только позволив себе признать её, я могу разделить в себе моего собеседника и его проблему. И в итоге вступить в совершенно разные, даже противоположные отношения с ними обоими.
И это, видимо, тот метод, о котором пишет Ялом.