В контексте очень активной рефлексии по поводу того, что вообще можно считать здоровыми отношениями, которая является моей основной повесткой последние полгода, я часто вспоминаю начало отношений с Арсением.
(Тут надо оговорить, что это очень странная история, происходившая со мной в очень странный период, в которой в принципе было очень много всего нездорового, болезненного и отступающего от этики, и отдельные её элементы до сих пор являются для меня точкой отчёта того, как не надо делать.)
В свете очень верной на мой взгляд идее о том, что излишне быстрое сближение в отношениях всегда не к добру, я часто думаю о том, было ли наше сближение нормальным - тот факт, что мы почти моментально перешли в семейные отношения, минуя конфетно-букетный период.
Но всё же мы были знакомы почти три месяца, прежде чем вот так очень резко сошлись. В течение этих месяцев мы замечательно общались и было очень много деталей, больших и малых, которые мне искренне нравились в нём.
Самая яркая особенность, которая зацепила меня в Арсении тогда - на него совершенно не действовал мой маленький комплекс "вечного второго", аура того, что, несмотря на весь мой вклад и мои таланты, всегда мой партнёр по отношениям - звезда и особенный, а я присутствую больше как подай-принеси. То есть, по сути, на него не действовал тот факт, что я шёлковый василиск. Он продолжал видеть меня под шёлком, это куча мелочей: среди толпы народа подойти прямо ко мне и спросить именно моё мнение о происходящем, позвонить мне вечером, чтобы спросить как дела, спросить меня о том, что мне интересно в нём. В коммуникации с ним было много меня, больше, чем в других коммуникациях. И было мало моих функций: в особенности моей готовности отдавать восхищение и внимание, своё и чужое.
Вообще ему удаётся то, что не удаётся многим другим людям, - не сводить меня до функции (неважно, волшебной и прекрасной функции или само собой разумеющейся невидимой функции), высвечивать моё присутствие как личности всегда (кроме нескольких очень плохих моментов наших отношений, да).
Я сам уже понимаю, что это моя собственная проблема - либо направлять свою активность на других людей и сводить себя к функции, либо принимать активность от других людей и чувствовать себя личностью. Ещё одна тонкая грань, на которой очень важно научиться держать баланс.
А Арсений по-прежнему остаётся лучшей семьёй, которая у меня когда-либо была.