Для тех, кто подзабыл характеристики и вехи мира, в котором живёт, позволю себе напомнить: друзья мои, мы живём в мире, где героям нельзя доверять.
У нас героев ведёт слепое чутьё, а проблески большого ума ведут к безумию и могиле. И им нельзя доверять.
Тут на слово "нет" даже герои отвечают словом "о'кей".
Всем нашим героям перед любой кульминацией надо напоминать, зачем они это делают, и что из себя представляют.
А ещё ни один герой никогда не был способен разобраться со своими чувствами самостоятельно.
Здесь у нас чувств парадоксально вообще стало гораздо больше, чем холодной мысли, и поэтому скоро уже все кухонные разговоры будут начинаться с "как считаешь", а не "как чувствуешь".
И все герои падают и умирают.
Теперь по существу.
читать дальшеУвидев первый сезон осенью 2010го, я, хотя и был значительно глупее, сразу понял, что здесь будет нечто нерядовое. Оно и было чем-то нерядовым, но тогда ещё не настолько.
Шерлок из первого сезона всё же был без двух шагов психопатом, жестоким и тем скучным. Когда у человека в жизни нет ничего, кроме голого интереса, сам он не столь уж интересен. Всё это было оригинально, это было смело и это прямым текстом говорило о настоящем времени - что само по себе удивительно, потому что редко когда понятия "искусство" и "актуальность" действительно сходятся в одной точке, чаще современность вползает в искусство как бы исподволь, через любимые словечки автора и через его любимые мифы, современность часто подразумевается, но редко прописывается, она клочкообразна в искусстве, а не действует как отдельный мир.
В первом сезоне она уже действовала - все эти новомодные штучки, вроде буковок, айфонов и злой иронии. Вроде запрета на курение, призрака гомосексуальности, бродящего типа призрака коммунизма, вроде костюмов, вроде перенаселённости, вроде страха подделки и страха оригинала. Здесь нельзя отделаться грязью на Пиккардроуд и Пикадилли.
Но это всё ещё не сказало нам тогда чего-то действительно нового.
"Скандала в Белгравии" хватило мне, чтобы поверить, что все авансы окупились, и сказанного слова теперь не воротишь.
Чем в действительности подкупает финал? Почему настолько эротично умение думать?
Я считаю, что финал подкупает фактом доказательства чувства через разум, а вернее - через ощущение.
Мы живём в мире, где все чувства непоказательны. Если ты не доказываешь существование своего чувства, своей любви, своей боли ежесекундно, легко представить, что его не было никогда. Мы живём в мире недоказанного, прозрачного, где даже вера болезненна, потому что никто не способен каждую секунду думать "я верю, я верю, я верю".
Мы живём в мире вечной неуверенности в ближнем, где любовь к нему не безвозмездный и естественный дар, а Дамоклов меч для любящего.
На "я не люблю тебя" у нас отвечают "ну ладно". (значит так и есть.)
На "она никогда не любила тебя" у нас отвечают "ну ладно". (а ведь так и есть.)
У нас было не принято иначе, пока премудрые британцы не создали героя, который ответил: "я знаю, что ты врёшь, я знаю твой пульс, твой пароль и всю твою музыку. в мире нет вещи, не оставляющей следов, и твои чувства оставляют следы. я верю своим ощущениям больше, чем твоим словам, чем твоим делам, чем словам моего брата, моего друга, чем журналистам и террористам. я смогу защитить тебя лучше, чем любая тайна. беги же. беги".
И это большая удача.
Я не чрезмерно восторжен, я восторжен в самый раз - сюжет второй серии бредовый целиком и полностью, в самом лучшем случае "Собаки Баскервиля" - это серия про отпуск, причём как для Шерлока, так и для Моффата. Иначе всю эту свистопляску со светящимися кроликами, буквенными паролями от сверхсекретной базы и супергазом, безнадзорно распыляемым в кустах, объяснить невозможно.
Зато там есть ключевой смыслообразующий диалог. Метод интеллектуальной магии сегодняшнего дня - это не каноническая дедукция. Это наблюдательность и доверие своим чувствам. Это обоснованные, чёрт возьми, критерии доверия и недоверия им.
А ещё мне очень нравится момент с чертогами памяти.
И ещё пара слов о третьей серии - а значит, ещё раз о вере в контексте ума.
Финальный монолог Ватсона убил и вынул сердце. Это - вера. Это - я понимаю.
Герой, который надменен, истеричен и раздражает, который скорее антигуманен, чем что-то другое, это герой, которого мы заслужили. Герой, доказывающий своим умом любовь, и внушающий веру.
Потому что сейчас нам не поможет неопровержимая мораль и пронзительные чувства. Сейчас нам нужны доказательства и того, и другого.