Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:45 

Весенний Туман
замначальника департамента глюков и монстров
В недавнем прошлом я вдруг выяснила, что РГГУ не только основан в год, когда я родилась, но и День Рождения празднует за два дня до моего (по крайней мере, в этот раз было так, точно не знаю, это было привязано к самой дате или к чему-то ещё).
Они проводили массу очень привлекательных публичных лекций, мы с Хорхе побывали на трёх: "Фольклор как форма культурной коммуникации" (С. Неклюдов), "Что сулит зомби-апокалипсис политической антропологии" (И. Чубаров), "Homo Communicans: переосмысление текста" (М. Кронгауз).
Самой информативно новой для меня оказалась первая, самой интересной с точки зрения получения отправных для дальнейших размышлений - вторая (несмотря на излишнюю эмоциональность лектора, который выступал с характерной паникой человека, увидевшего в коллективном мышлении какой-то ужас и не знающим, как с этим справиться), третья тоже была хорошая с точки зрения контраргументации антиинтернетного паникёрства.

Мы с Хорхе несколько опасались, что это будет повтором статьи из сериального "Логоса" (о котором я не писала, а зря), хотя потом оказалось, что лекция была И. Чубарова, а статья - А. Павлова, и они близки по некоторым тезисам, но разные.
Это оказалось что-то такое на стыке культурологии и психологии, посвящённое коллективному бессознательному и его механизмам.
Монстры в кино - это исключённое, в первую очередь исключённые лица (в политическом отношении).
Вампиры в кино в тридцатые годы ассоциировались с евреями и бессознательным, потом - с гомосексуалами и женщинами, потом - с педофилами, сейчас - опять квир-тематика + элитарная молодёжь (поэтому теперь встречаться с вампиром - это уже круто, хотя и связано с определённым дискомфортом, но не этического характера, а социального).
У зомби отчётливо другая проблематика, в общем-то, более трагическая. Во-первых, зомби можно проассоциировать сначала с рабами, потом - вообще с любыми деклассированными элементами, мигрантами, бомжами, "террористами". Но есть и более неприятный слой - для жителя мегаполиса (лектор использовал по отношению к себе прекрасный оборот: "как и любой человек, травмированный городом и опытом предков-горожан, я...") зомби фактически напрямую символизируют всех остальных жителей мегаполиса, замедленных, глупых, неспособных дать сдачи, незащищённых запретом на убийство. Более того, существует образ "эпидемии" априори оправдывающий и делающий необходимым уничтожение любого замеченного зомби.
В последнее время в кинематографе присутствует мотив доместикации вампиров и зомби - исключённые могут влиться в наш мир, но на правах исключённых. Также на их месте должен появиться другой, более страшный исключённый.
Если бы зомби были просто персонажами фильма, о них не рассуждали бы так много за пределами кино, не было бы всех этих планов на случай зомби-апокалипсиса и прочего. Тематика зомби - это сублимация стремления к массовому убийству.
Ещё одно зацепившее меня рассуждение: вампиров в кино часто убивают ритуальными способами, зомби - только медицинским, поражая в ЦНС. Т. е., убивая вампира, мы можем подразумевать убийство идеи, подсознательного образа, влечения и т. д., но, убивая зомби, мы убиваем человека. Всегда.

@темы: кино, психология вообще и моя в частности

URL
Комментарии
2014-04-26 в 18:19 

Хорхе
per aspera ad Asterisk
Лекция в твоем пересказе нравится мне гораздо больше).

2014-05-18 в 01:01 

Весенний Туман
замначальника департамента глюков и монстров
URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

...белый... (Мысли на случайные темы.)

главная