Весенний Туман
замначальника департамента глюков и монстров
Упоительно и утомительно долго перечитывала "Игру престолов" и читала "Битву королей".
Мне не просто нравится Мартин, мне очень нравится Мартин. Помимо того, что это поразительно подробно проработанная вселенная и сюжет, помимо того, сколько характеров и линий одновременно поддерживает автор так, что в тексте практически нет фона, а есть только градиент между передним-задним планом, помимо того, насколько живые, выразительные и красивые характеры он создаёт, это ещё и психологически достоверно и имеет значимый дидактический смысл.
Всегда, когда с кем-то из главных героев или их близких случается какая-нибудь беда, отчётливой линией прослеживается цепочка неверных решений, которые к этому привели. Всегда или почти всегда эти решения вызваны, прошу прощения, жизненной философией по Княжне, опасным неучитыванием актуальных обстоятельств, оказанием предпочтения своим иллюзиям, приверженностью шаблонам мышления.

Едва ли не самый яркий пример - в самом начале, когда Арья прогоняет Нимерию (потому что верно оценивает ситуацию и понимает, чего можно ждать от этих людей; точнее, по сюжету, Нимерию ей посоветовал прогнать один из людей отца, но это не так значимо), а Санса оказывается куда менее реалистичной и теряет Леди. Эта же цепкость к фактам, мантра "Смотри своими глазами" впоследствии позволяет Арье выжить в военном аду.
Вообще все самые выживабельные персонажи серии в главе с Тирионом более или менее активно проповедуют идею: "Никогда нельзя бежать от правды, какой бы нежелательной или противоречащей предыдущем опыту она ни была". В сериале печальным образом слили линию Тирион-Джон, в которой первый научил второго этой мысли, тем самым повлияв на его жизненную стратегию самым лучшим образом.
Дейенерис теряет мужа от игнорирования истинного морального облика его войска и того факта, что хотя с ней он милый, для большинства других людей он - кровавый завоеватель и язва на теле мира.
Кейтилин - это вообще тихий ужас материнской опечности и причинения всяческого вреда своим близким от желания уберечь их от всех бед. При неё есть прекрасная иллюстративная цитата, как работает эта самая жизненная философия:
"Две дюжины вооруженных людей окружили карлика и остаток ее потрепанного отряда — рыцари и воины, служащие ее сестре Лизе и юному сыну Джона Аррена, но Тирион не обнаруживал никаких признаков страха. «Неужели я ошиблась?» Уже не впервые Кейтилин подумала, что он, может быть, не виновен в покушении на жизнь Брана, в смерти лорда Аррена и всех остальных. Ну а если так, какой же вид тогда она будет иметь? Чтобы привезти Беса сюда, свои жизни отдали шестеро мужчин. Она решительно отогнала сомнения."
Круче неё в плане "жизненная философия и её последствия" раскрыт только Теон.
Вообще очень много неприятного происходит с героями вследствие одержимой материнской любви. Это, наверное, реалистично, учитывая, что в Вестеросе материнство суть единственный способ женской самореализации:
"— Мне снился Бран, — шепнула Санса. — Он улыбался.
— Он собирался стать рыцарем, — сказала Арья. — Рыцарем Королевской гвардии. А Бран может стать рыцарем?
— Нет, — отвечал Нед, не считая необходимым обманывать дочь. — Со временем он, наверное, сделается владетелем большой крепости и будет заседать среди советников короля. А может быть, станет зодчим, будет возводить замки подобно Брандону-строителю, или уплывет на корабле через Закатное море, или примет веру твоей матери и станет верховным септоном.
Но ему никогда не бежать возле своего волка, подумал он со скорбью слишком глубокой, чтобы ее можно было выразить словами. Не лечь рядом с женщиной и не обнять своего сына.
Арья наклонила голову набок.
— А я могу стать советником короля, возводить замки или стать верховным септоном?
— Ты, — отвечал Нед, поцеловав ее в лоб, — выйдешь замуж за короля и будешь править его замком, а твои сыновья станут рыцарями, принцами, лордами, может, среди них будет и верховный септон.
Арья скривилась.
— Нет, — сказала она. — Все это суждено Сансе. — Поджав правую ногу, она встала на левую. Нед вздохнул и оставил дочь."

Учитывая, к каким последствиям могут привести в этом мире малейшие проблемы в семейных отношениях или разрывы с реальностью, становится более понятна концепция Княжны о том, что в прошлом нелюди просто не выживали. Мысль о том, что было время, когда психологические проблемы реально убивали не за годы, а быстро и наглядно, становится гораздо очевиднее.

И мне всё же очень нравится, что я читаю книги после сериала. Сериал меняет характеры, многое упрощает и сливает часть линий, но он всё равно очень хорош, у меня есть даже пара-тройка образов, которые в сериале мне нравятся больше, воспринять это так в обратном порядке было бы гораздо сложнее.
Некоторых персонажей я представляю как актёров из сериала, некоторых - нет.
Значительная часть главных героев - Арья, Бран, Дейенерис, Санса, Джон, а также Серсея и Джейме мне гораздо интереснее в книге. В сериале зато некоторые герои второго плана типа Шаи, Мизинца или Оши, как по мне, раскрыты больше.

@темы: кино, книги