замначальника департамента глюков и монстров
Сижу на работе полутрупом (я вообще не должен был работать сегодня, но А. совершенно по-шийски поймал простудный рецидив, а я совершенно как василиск угрохал весь физический ресурс на достижение цели до состояния лежать-и-плакать, но истощение на работе всё равно уместнее, чем температура >38, и поэтому я здесь), доперечитываю опять "Агрессию" Лоренца. Он изумителен.
"Потому что опасность для современного человечества происходит не столько из его способности властвовать над физическими процессами, сколько из его неспособности разумно направлять процессы социальные. Однако в основе этой неспособности лежит именно непонимание причин, которое является - как я хотел бы показать - непосредственным следствием тех самых помех к самопознанию. Они препятствуют исследованию именно тех и только тех явлений человеческой жизни, которые кажутся людям имеющими высокую ценность; иными словами, тех, которыми мы гордимся. Не может быть излишней резкость следующего утверждения: если нам сегодня основательно известны функции нашего пищеварительного тракта - и на основании этого медицина, особенно кишечная хирургия, ежегодно спасает жизнь тысячам людей, - мы здесь обязаны исключительно тому счастливому обстоятельству, что работа этих органов ни в ком не вызывает особого почтения и благоговения. Если, с другой стороны, человечество в бессилии останавливается перед патологическим разложением своих социальных структур, если оно - с атомным оружием в руках - в социальном плане не умеет себя вести более разумно, нежели любой животный вид, - это в значительной степени обусловлено тем обстоятельством, что собственное поведение высокомерно переоценивается и, как следствие, исключается из числа природных явлений, которые можно изучать.
Исследователи - воистину - совершенно не виноваты в том, что люди отказываются от самопознания. Когда Джордано Бруно сказал им, что они вместе с их планетой - это всего лишь пылинка среди бесчисленного множества других пылевых облаков, - они сожгли его. Когда Чарлз Дарвин открыл, что они одного корня с животными, они бы с удовольствием прикончили и его; попыток заткнуть ему рот было предостаточно. Когда Зигмунд Фрейд попытался проанализировать мотивы социального поведения человека и объяснить его причинность, - хотя и с субъективной психологической точки зрения, но вполне научно в смысле методики постановки проблем, - его обвинили в нигилизме, в слепом материализме и даже в порнографических наклонностях.
Человечество препятствует самооценке всеми средствами; и поистине уместно призвать его к смирению - и всерьез попытаться взорвать эти завалы чванства на пути самопознания."
"Потому что опасность для современного человечества происходит не столько из его способности властвовать над физическими процессами, сколько из его неспособности разумно направлять процессы социальные. Однако в основе этой неспособности лежит именно непонимание причин, которое является - как я хотел бы показать - непосредственным следствием тех самых помех к самопознанию. Они препятствуют исследованию именно тех и только тех явлений человеческой жизни, которые кажутся людям имеющими высокую ценность; иными словами, тех, которыми мы гордимся. Не может быть излишней резкость следующего утверждения: если нам сегодня основательно известны функции нашего пищеварительного тракта - и на основании этого медицина, особенно кишечная хирургия, ежегодно спасает жизнь тысячам людей, - мы здесь обязаны исключительно тому счастливому обстоятельству, что работа этих органов ни в ком не вызывает особого почтения и благоговения. Если, с другой стороны, человечество в бессилии останавливается перед патологическим разложением своих социальных структур, если оно - с атомным оружием в руках - в социальном плане не умеет себя вести более разумно, нежели любой животный вид, - это в значительной степени обусловлено тем обстоятельством, что собственное поведение высокомерно переоценивается и, как следствие, исключается из числа природных явлений, которые можно изучать.
Исследователи - воистину - совершенно не виноваты в том, что люди отказываются от самопознания. Когда Джордано Бруно сказал им, что они вместе с их планетой - это всего лишь пылинка среди бесчисленного множества других пылевых облаков, - они сожгли его. Когда Чарлз Дарвин открыл, что они одного корня с животными, они бы с удовольствием прикончили и его; попыток заткнуть ему рот было предостаточно. Когда Зигмунд Фрейд попытался проанализировать мотивы социального поведения человека и объяснить его причинность, - хотя и с субъективной психологической точки зрения, но вполне научно в смысле методики постановки проблем, - его обвинили в нигилизме, в слепом материализме и даже в порнографических наклонностях.
Человечество препятствует самооценке всеми средствами; и поистине уместно призвать его к смирению - и всерьез попытаться взорвать эти завалы чванства на пути самопознания."
Я бы и целиком почитал, но мозга не стока, чтобы целиком асиливать. Такшт видимо только в виде мелкой нарезки, если будет еще )
Выздоравливай=)
Спасибо.)
я вот тут думаю просто, что формулировка "Человечество препятствует самооценке всеми средствами" что-то упускает. отсутствие самоанализа и нелюбовь к самооценке — это базовое свойство людей. уместно ли это натягивать на человечество, как таковое.
а по-шийски — это как?
Coffee Dragon, *минутка зависти к людям, читающим оригиналы* Ну, с одной стороны, Лоренц не рассматривает психологические защиты как фактор, имеющий эволюционный смысл. Сейчас уже достаточно распространён подход, с точки зрения которого человек делает и думает странное и неправильное, не потому что он сам себе злобный чебурашка, а потому что это какой-то естественный механизм, который просто изначально не так должен был работать. Словом, сейчас уже принято рассматривать психологические защиты точно также, как Лоренц рассматривает агрессию. И консерватизм - это не грех, но свойство.
С другой стороны, мне кажется это что-то вроде того, как у Берна: "для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть."
Это значит "вполне отвечает свойствам представителя каталога ши". Каталоги являются одной из структурных единиц типологии Княжны - "кроме людей" - незавершённой, запутанной, противоречивой и местами одиозной, но по моему мнению также изумительной во многих аспектах.
(я, например, пока ещё уверен, что человек сам себе злобный чебурашка всегда).
тебе, как всегда, спасибо за разъяснения и поговорить.
Грань между личным выбором и обусловленным поведением вообще вопрос будоражащий и невероятно сложный. Лоренц никак не помечает возможность ответа на него относительно психологических защит, но он этолог, а не психолог. Но он даёт метод ответа на подобный вопрос вообще, качественный, а также много ценных рекомендаций относительно того, что делать с этим ответом потом. Потому и люблю.)