URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:00 

замначальника департамента глюков и монстров
Ещё одна формулировка с TheQuestion, которая мне у себя нравится. Вопрос был о методах мотивации.

Те, что помогают мне лично:

1. Заниматься тем, чем нравится. Если есть обязательные дела, которые не нравятся, то аккуратно маленькими порциями впихивать их между длинными интервалами приятного, либо делать их в плохом настроении. (Я думаю, это не для всех работает, но есть такие люди, кому действительно проще делать неприятное в плохом настроении.) Но в целом того, что нравится, должно быть больше.

2. Разбивать всё на маленькие, строго фиксированные результаты с жёсткими дедлайнами. Не "я напишу статью через месяц", а "я напишу одну страницу сегодня до трёх часов ночи" (я сова, и себе все дедлайны ставлю на три часа ночи). При необходимости подкреплять дедлайны внешней стимуляцией. Правильно выбранный маленький результат - это очень важно. Очень мало людей способны равномерно работать ради того, чтобы впервые порадоваться через полгода, а без равномерной работы через полгода радоваться будет нечему. Поэтому нужно научиться каждый день радоваться одной трёхсотой большого результата, и она должна быть хорошо измерима и конкретна.

3. Вообще там, где не хватает внутренней мотивации, очень помогает подбирать себе внешнюю. Лучше всего работают другие люди (человек всё-таки коллективное животное) и позитивное подкрепление. Насчёт последнего можно почитать неплохую книжку "Не рычите на собаку" К. Прайор. Негативное тоже полезно, но оно, как и "маленький результат" должно быть строго дозировано, очень демотивирует бесконечное самоугрызание за один прокол.

Вопрос: Лайк
1. <3 
8  (100%)
Всего: 8
00:18 

замначальника департамента глюков и монстров
Формулировка, которая получилась в ответе на TheQuestion, и очень мне нравится:

Дружба - это неинституализованный формат близких отношений. (К сожалению, наше общество сейчас устроено так, что институализованных форматов близких отношений вообще очень мало, по сути только брак и детско-родительские отношения, в некоторых семьях ещё отношения сиблингов работают как бы как институализованные. Поэтому часто возникает такая ситуация, когда люди нуждаются в ещё каких-то близких отношениях, но как их найти, построить, поддерживать и развивать, а также согласовывать ожидания относительно таких отношений совершенно непонятно.)

На собственной площадке ещё хочется добавить, что мне глубоко безразлично, институализован формат отношений или нет, если я чувствую любовь и близость, то для меня это очень важно, я готов вкладываться в отношения, искать им место в своей жизни, позволять им влиять на мою жизнь и планирование и искать комфортную для всех дистанцию и форму.
И это одна из тех причин, по которой я считаю себя аромантиком. Мне не принципиально иметь далеко идущие планы на общее будущее с человеком, которого я люблю (хотя и желательно), я не испытываю потребности иерархизировать отношения по форме. Я иерархизирую отношения по их содержанию, длительности, количеству благополучно пройденных эмоциональных кризисов. И, конечно, по силе моего чувства и уровню взаимности, которую я ощущаю.

И это всё замечательно, но романтико- и моноцентричность массовой культуры таки делает мне сложно, просто из-за того, что информации о других отношениях как-то очень недостаточно. Культура переполнена пусть сомнительными, но образцами форм взаимоотношений с бывшими/новыми/постоянными/потенциальными эксклюзивными романтическими партнёрами. Месседжи, которые я считываю в культуре про дружбу, в основном сводятся к "если она есть - это круто, но её может и не быть особо, и это ок" (малоинформативно), "любовь и брак важнее" (загадочно), "это такой аналог любви для людей одного пола, но беспроблемный, потому что люди одного пола всегда понимают друг друга и не ревнуют" (заведомая неправда сразу по многим тезисам), "это очень, очень сильно отличается от любви" (тоже очень загадочно).
И, например, в ситуации, когда у меня в жизни есть
-человек, с которым я не общалась несколько лет до этого, но он всё ещё важен для меня;
-человек, с которым у меня наклёвываются потенциально очень хорошие дружеские отношения;
-человек, с которым мы на довольно близкой дистанции, потому что у нас есть один общий близкий человек, и для нас обоих это важно, и ещё мы обсуждаем всякие личные вопросы, но действительно качественная и взаимная коммуникация у нас не налажена;
и всё это для меня примерно также важно, как аналогичные романтические отношения, и не везде это вообще реально развести, и, в отличие от стандартной ситуации, всё это происходит одновременно, я постоянно задаюсь вопросами и чувствую себя в тупике. Кем мне приходятся все эти люди? Как обо всём этом разговаривать с другими людьми, не преуменьшая значимости и не производя странного впечатления? Что нормально, а что ненормально для дружеского расставания? Как понять, куда в принципе могут двигаться дружеские отношения? Стоит ли планировать будущее, если мы просто друзья (что в ситуации неинституализованных отношений также означает, что один из нас может уйти в любой момент без каких-либо привязок и обязательств) и как понять, когда уже стоит, а когда ещё нет? Что вообще происходит?

Вопрос: Лайк
1. <3 
9  (100%)
Всего: 9

@темы: сексуальность и/или отношения, методы жизни, квир-рефлексия, аромантика

00:32 

замначальника департамента глюков и монстров
Рубрика "Извините, у меня идёт кровь из глаз".
Сегодня прочитал тред в одной типа психологической группе на ВК, из которого ясно следует, что куча народа, предположительно, с профильным образованием, в упор не понимает, что такое ОКР, оно же OCD, то есть, обсессивно-компульсивное расстройство. Я, конечно, и туда коммент написал, и он собрал достойные восемь лайков, но понятно, что ситуацию этим не изменить, хоть сюда выговорюсь.

Во-первых, существует такое явление как обсессии и компульсии. И то, и другое - это навязчивости, только первое - это навязчивые мысли, а второе - это навязчивые действия. Фокус в том, что и то, и другое вообще-то бывает совершенно у всех людей. Типичной обсессией в норме является "застревание в голове" привязчивой мелодии, особенно, когда оно неприятно, но избавиться не получается. Типичных компульсий вообще миллион, начиная от социально неприемлимых типа ковыряния в носу или обкусывания ногтей и далее везде: щёлканье ручкой, сортировка мелких предметов, поправление всего, что криво висит или стоит, хотьба по плиткам определённого цвета и что угодно.
В мегаполисе лёгкие навязчивости присутствуют в той или иной мере практически у ста процентов населения, а кто не из мегаполиса, с лёгкостью приобретёт сколько-то, как только в нём окажется.
Это способ, которым наш организм пытается сбросить тревогу. Тревога - это готовность к активации в отсутствии очевидных направлений для активности. То есть, энергия уже выделена и стресс уже начался, а что нам делать, драться или бежать, непонятно. В современном мире очень много ситуаций, когда эмоция есть, а куда её, непонятно, поэтому много тревоги, и мозг пытается снова взять контроль над ситуацией, заставляя нас делать то, что мы хорошо умеем (считать в уме), улучшать что-то легкодоступное в окружающем пространстве (поправить криво висящую рамку) или просто отвлекая (прокручивая одну и ту же мелодию). Потому что уж лучше иллюзорный контроль, чем совсем уж никакого. В любой непонятной ситуации мойте посуду, хоть посуда чистая будет.

При определённом сочетании факторов (предполагается, что к группе риска относятся импульсивные, нуждающиеся в большом количестве контроля люди, пережившие потерю или иной травмирующий опыт утраты контроля) данная защита патологически расширяет сферу своего влияния и формируется, собственно, обсессивно-компульсивное расстройство. Правильно ходить по плиточкам - это не ОКР, пока вы можете сойти с плиточки, чтобы пропустить коляску, например; ОКР - это мыть руки до стирания верхнего слоя кожи и мытьё полов по восемь часов в день. ОКР - это малая психиатрия, то есть, это серьёзно разрушает образ жизни и способность к социальным контактам.
Самый тяжёлый вариант течения ОКР связан с компульсиями на социально одобряемой почве: уборка, фитнес, работа (хотя трудоголизм очень комплексное социальное явление, и далеко не всегда это именно ОКР). Есть точка зрения, что орторексию (нездоровая потребность питаться только по определённым правилам) можно считать одним из вариантов ОКР, но с расстройствами пищевого поведения и их классификацией всё очень сложно. Социальная одобряемость предмета компульсии способствует утрате критики и разрыву с реальностью, а также разрыву контактов с людьми, не разделяющими истинных ценностей тренировок до упаду или постоянной химической обработки помещений.
Ключевой признак отличающий норму от ненормы в данном случае - это дезадаптивность. То есть, в норме компульсивные желания легко перешибаются более важными соображениями, даже если это и вызывает лёгкий дискомфорт. Никто не будет прибираться на столе начальника, если это не входит в его профессиональные обязанности и вообще совещание. Скорее всего, даже мысли такой не возникнет, по крайней мере, мысли сделать это самому.

Также важно не забывать, что поведение, похожее на разгул обсессий и компульсий, вообще-то может выступать симптомом чего угодно, то есть, вообще чего угодно от невроза до шизофрении.
Вообще “А ещё это может быть чем угодно” - это важная психологическая мантра, которую нужно повторять как слово-паразит, это всё равно лучше, чем ставить диагнозы по аватарке.

@темы: психология вообще и моя в частности

19:11 

Про ролевые модели и насилие, длинно

замначальника департамента глюков и монстров
Я иногда думаю о двух знаковых произведениях английской женской литературы девятнадцатого века с позиции того, какие же классные ролевые модели они задают.
Я о “Гордости и предубеждении” и о “Джейн Эйр”.
А конкретно читать дальше

Вопрос: Лайк
1. <3 
12  (100%)
Всего: 12

@темы: психология вообще и моя в частности, книги

00:13 

замначальника департамента глюков и монстров
Заметка мимоходом:
По-моему, шаг ноль любой работы над своей жизненной ситуации - это признание проблемы, любое, хоть формальное. Для этого очень важно отказаться от точки зрения на мир (по-моему, детской), которая сводит все жизненные возможности к ограниченному числу вариантов, которые видно вот прям щас. Люди, которые этого ещё не сделали, воспринимают любые внешние предложения по улучшению их ситуации как предложение отказаться от лучшего варианта, который у них есть в принципе (даже если он ужасен по объективным показателям), в пользу ещё более плохого. То есть, они уже сделали наилучший выбор из тех, которые мир им предложил, и он не сахар, но что дали, то дали, лучшего пока не предлагали. Проекция на мир родителя, который либо абсолютно беспомощен, либо крайне суров. Поэтому сказать: "да, у меня химическая зависимость", "да, я ненавижу свою работу", "да, я не умею строить отношения с людьми", а не "я просто так отдыхаю", "я больше ничем не могу заниматься, да и близкие будут против", "меня никто не любит, потому что я ужасен/другие люди ужасны" - это шаг огромной взрослости и присвоения себе ответственности за свою жизнь.
Шаг один - это отделить необходимые, разумные и соразмерные действия по самосохранению от действий, которые ничего не сохраняют кроме внешней канвы проблемной ситуации. Мне кажется, что для этого очень важно одновременно признать наличие у себя каких-то потребностей и достаточную жизненную ценность и отказаться от жалости к себе, что что означает признать возможность и допустимость переживания страха, уязвимости, дискомфорта и боли в своей жизни.

Есть подозрение, что на прохождение этих двух базовых, в общем-то шагов могут уйти годы работы с терапевтом или индивидуально.

@темы: психология вообще и моя в частности

20:51 

замначальника департамента глюков и монстров
Третий день не ем хлеба, ем сладкое только осознанно и в целом стараюсь есть несколько больше, чем минимальное количество, необходимое для сохранения веса и жизнедеятельности.

Сегодняшняя зарядка зашла уже лучше, чем три дня назад. :) Посмотрим, получится ли на этот раз закрепить новые привычки.

История в тему: когда я работал в табачном магазине, мы с моей чудесной напарницей К. (по которой я сейчас очень тоскую, потому что она, как и многие другие важные для меня люди, увы, трудоголик, и мы видимся примерно раз в сезон) одно время целенаправленно охотились за журналами с рекламой проституток, которые раздавали у метро чернокожие мужчины, целенаправленно посылая за ними окружающих юношей, так как от нас промоутеры почему-то шарахались. Основной причиной для этого были даже не абсолютно угарные статьи с абсолютно безумной репрезентацией женской сексуальности, написанные явно мужчинами, а рубрика с рецептами.
Там были самые простые и понятные в моей жизни кулинарные рецепты. Вот совсем, извините, для тупых. Примерно в тоне: "Поднимите солонку над кастрюлей, наклоните на 135 градусов и встряхните три раза". Ну то есть идеальные. Без упоминания непонятных продуктов, о которых я не слышала никогда в жизни, без умолчаний типа "дайте блюду дойти" (куда?!), без загадочных отсылок к коллективному опыту.
Я не знаю, где сейчас дают журнал про проституток (и дают ли вообще), поэтому понятия не имею, где брать понятные инструкции к еде. :(

21:30 

замначальника департамента глюков и монстров
И житейский вопрос: мне интересно, как встраивают в свою жизни физическую активность те люди, у которых нет каких-то положительных моделей физической активности и удовольствия от неё из периода взросления? Я периодически пытаюсь, каждая попытка, в принципе, удачнее предыдущей, и получаю какое-то удовольствие, но дискомфорта (причём, и физического, и эмоционального, и организационного) всё равно больше, спокойствие по поводу данного вида деятельности не наступает, и привычка отваливается либо при возникновении новых стрессов, либо когда я решаю себя не мучать. Как это делает так, чтобы вообще себя не мучать, и с этой привычкой было удобнее, чем без неё, я не знаю.

Сейчас попробовала сделать разминку после скольки-то месяцев. Мне было хорошо шесть минут, по часам. Дальше я уж дожала ещё четыре, чтобы было хотя бы десять минут, и сейчас чувствую себя явно лучше, чем до разминки, но то, что последние четыре минуты были из-под палки - это всё же факт.

11:23 

замначальника департамента глюков и монстров
Мне приснилось, что один малознакомый, но весьма симпатичный мне человек обрабатывает мне ступню каким-то инструментом с целями не то медицинскими, не то имиджевыми, мимоходом радостно замечая: "Вообще-то это нормально, когда в этот момент я уже вижу кровь" (подразумевая, что у меня кровь сейчас не течет).
Почему-то после этого сна меня подбросило по моим меркам среди ночи с ощущением необычайной эмоциональной расторможенности и потребностью в изменениях.
Отсюда вопрос к аудитории: здесь есть люди, которые меня читают, и которым было бы совсем неудобно делатьто же самое на ЖЖ?

@темы: а кому сны

23:35 

замначальника департамента глюков и монстров
Отвечаю через силу, поэтому редко, не всем, и не всегда))

15.06.2016 в 20:45
Пишет Арьего:

:lol::lol: вспомним молодость?

11.06.2016 в 11:06
Пишет -Kaina-:

Внезапно


Вы отвечаете в комментах, а я:

1. Скажу, почему занес Вас в избранное.
2. Скажу, кого из героев (книг, аниме, кино и сериалов) Вы мне напоминаете.
3. Расскажу случай или ассоциацию, связанную с Вами.
4. Расскажу о своем первом впечатлении о Вас.
5. Скажу, какой предмет/понятие/явление Вы мне напоминаете.
6. Спрошу что-то, что всегда хотел узнать от Вас.
7. Скажу Вам что-нибудь загадочное и важное.
8. Вирус должен жить - поместите эту запись и в своём дайри.


URL записи

Всем, кто отписывался - в комментах ответила. :alles: Ваша очередь

URL записи

23:48 

замначальника департамента глюков и монстров
Когда я поступал три года назад, у меня был договор с самим собой, который звучал примерно как "цель этого образования - доставлять мне удовольствие". То есть, если мне понравится, я буду учиться, если нет, придумаю что-нибудь ещё. Захочу - доучусь, уберу диплом в стол и больше к психологии не вернусь. Результаты непринципиальны, я делаю это для себя.
На самом деле, этого не хватило, чтобы сдерживать внутреннего перфекциониста полностью, особенно первое время, но в итоге за три года я узнал множество потрясающих вещей и концепций, повстречал многих очень впечатляющих людей (некоторые из которых можно считать моими ролевыми моделями, а это редкость, у меня высокая планка), обогатил свой мир и нарастил большой кусок идентичности.
И я всё ещё делаю это для удовольствия.

Единственная точка, относительно которой я действительно не могу расслабиться, - это курсовые работы. На них у меня включается в полный рост внутренний аттракцион "Это Дело Всей Моей Жизни", и я тяжко страдаю. :(
И ещё, кажется, у меня проблема болевой чёрной логики с ними, потому что мне очень трудно, когда у меня нет личного ощущения того, как должен выглядеть результат работы, а такого ощущения по поводу научной работы у меня пока так и не сложилось.

UPD Записал, и буквально сразу же вспомнилось, что на самом-то деле полный текст договора был "цель этого образования - доставлять мне удовольствие, но, если пойдёт, то я хочу заниматься наукой". Вот так-то. Видимо, пора придумать новый договор о том, что цель занятий наукой - доставлять мне удовольствие, но это не так элементарно, как может показаться: мой первый осознанный ответ на вопрос, кем я хочу быть, был, что я хочу стать учёной (ещё в том же списке были: астрономом, воспитательницей и дрессировщицей кошек, но это уже детали).
(Что забавно, и довольно характерно, на сообщение о том, что я хочу стать учёной, мне тут же ответили, что тёть-учёных не бывает, после чего я посмотрела на говорившую как на дуру и сообщила буквально следующее: "Конечно бывают, сидят себе в красных кофточках с золотыми пуговками и учёнствуют". Визуализировала я при этом кого-то, очень похожего на мою бабушку, которая всю жизнь проработала в Центре управления полётами, и с которой я на тот момент не была осознанно знакома.)

@темы: психология вообще и моя в частности, дела учебные

01:55 

Рефлексия про творчество

замначальника департамента глюков и монстров
Все люди, которых я знаю, и которые хотят заниматься творчеством, ужасно сакрализуют его. Ясно, что это последствие культурной концептуализации творчества, как чего-то волшебного и вечного, находящегося за рамками обычной жизни и помещающего своего создателя туда тоже, эликсира бессмертия. Навскидку легко вспоминается Пушкин: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит”. (Здесь я могу иронично заметить, что этот рецепт бессмертия, как и все остальные, не работает, человек умирает вне зависимости от того, знают ли его много людей или нет, и вне зависимости от чувства эмоциональной сопричастности, которое возникает от любимых текстов. Писать всё равно хочется - потому что это доставляет удовольствие, а не потому, что это поможет не умирать. Но речь сейчас не об этом.)

По моим наблюдениям (Арсений совершенно не согласен с этой мыслью, и мы с ним несколько раз спорили о ней), люди, которые стремятся к творчеству, чаще всего делятся на тех, кто ощущает сам процесс как волшебный, и на тех, кто ощущает самих себя, занимающихся творчеством, как волшебных. Слово “волшебный” я здесь использую не в положительном смысле, а как обозначение травматической реакции, это значит, что человек наделяет нечто в своей жизни магическими силами и магической важностью, как будто само наличие этого чего-то способно решить все проблемы, принести облегчение и вознести тебя на пьедестал. Многие относятся к романтической любви как к волшебной, но вообще-то многое может стать волшебным в сознании человека, и творчество, как правило, становится.

Так вот, людей первой категории я отличаю по тому, что это они, например, очень переживают о том, что они не могут заниматься творчеством без вдохновения, это они часто описывают своё эмоциональное состояние во время творчества как нечто невероятное и особенное, и это для них актуальны всякие довольно пафосные идеи вроде “быть поэтом - это навсегда, даже если я не пишу уже три года” или “искусство - это моё призвание и проклятие”. Это для них принципиально вложить душу во всё, что они делают, и совершенно непонятно, как можно просто тренировать навыки и развиваться.

Люди второй категории скорее находят самих себя особенными, когда они занимаются чем-то таким творческим. Поэтому они могут быть гораздо продуктивнее и гораздо легче растормаживаются относительно качества того, что они делают. У них меньше фиксации на результате и больше на самих себе, поэтому у них может быть снижена критичность к тому, что они делают, зато много активности. Зато они почему-то более прямолинейно ранимы по отношению к критике.

Себя я отношу к первому типу, и попытки разжать у себя способность творить без магии и писать так спокойно, словно это никто никогда не прочтёт, вызывают у меня панический ступор. (Все мои тексты напрямую читают боги. Поэтому пока я даже не могу убедить себя написать что-то, что мне не нравится, и никому никогда не показывать.)
Я думаю, что делать что-либо в своей жизни волшебным - пусть даже такую замечательную и приятную штуку как творчество - это всегда неправильно, это всегда бегство от реальности и обесценивание собственной жизни и собственных решений. Поэтому мне очень, очень хочется снять этот блок, поверить, что процесс творчества не волшебный, феи не умирают, когда я сажусь писать без вдохновения, и писать (и рисовать) плохо можно всем людям.

@темы: методы жизни, психология вообще и моя в частности

00:41 

замначальника департамента глюков и монстров
Этот текст, как и большая часть текстов, которые я сейчас пишу, написан мной в рамках челленжа, то есть, фактически на спор. Почему-то именно этот вызывает у меня лёгкое чувство нарушенной безопасности, как будто, написав его, я пошёл на какой-то риск. Хотя по содержанию я сам с собой вроде согласен.

Очередной плод нашего с Арсением интеллектуального творчества - это рассуждение об игре во френдзону.
Во-первых, во френдзону я не верю.

@темы: психология вообще и моя в частности

09:21 

замначальника департамента глюков и монстров
Девять утра. Я не сплю, потому что, оказывается, одно дело ложиться в пять утра в чернильную зимнюю темень, а другое продолжать делать то же самое в апреле на рассвете.
Пытаюсь писать другую страничку по договору с Арсением и хихикаю над тем, что Саша Васильев, оказывается, написал песню о сложности типирования по типологии Княжны.
"Я до сих пор не знаю, эльф ты или гоблин". Альбом "Коллекционер оружия", 1996 г.

17:14 

замначальника департамента глюков и монстров
Мне кажется, что в моём идеальном мире вопрос об ориентации и некоторых других идентичностях вообще не должен возникать.

Я представляю себе идеальный мир как-то так:
-вот у меня есть группа людей, которые важны для меня, потому что я с ними вырос/у нас есть общие гены и семейная история/они близки кому-то другому из моей семьи; это родственники
-вот есть, условно, Вася, Маша, Петя, Катя; они мои самые близкие и важные люди, потому что у нас общие проекты

Проектом может быть что угодно. Это может быть традиционное: общий быт и воспитание детей.
Это может быть: "мы пишем книгу"; "мы иногда встречаемся и беседуем о нашей философской системе"; "мы эмоционально поддерживаем друг друга всегда, когда в этом есть необходимость и ходим по магазинам (=строим имидж вместе)"; "мы исследуем нашу сексуальность"; "у нас общий бизнес"; "у нас научное исследование" и многое другое.
На каком бы проекте не строились отношения, они могут включать или не включать в себя сексуальное взаимодействие*, влечение, состояние влюблённости, нежность, тактильность и заботу. Всё это может быть более-менее постоянным или эпизодически возникающим.
Также отношения могут включать или не включать в себя совместное владение имуществом и долговременные обязательства.
Отношения могут быть разорваны и восстановлены.
И все эти моменты не должны касаться никого, кроме участников. Всех остальных касается только: "Здравствуйте, мы N. и N. Мы вместе растим ребёнка и пишем книгу. Если вы уважаете нас, вы должны с этим считаться".

Любая любовь находится где-то в вечности для меня. Какие формы реализации она принимает - это уже второстепенно.

Естественно, жить полностью так, как здесь написано, на сегодняшний день не может никто, даже я, наверное, не могу. Мы все воспитаны в обществе, где троп** романтической любви имеет грандиозный вес, а секс находится где-то между святым Граалем и ящиком Пандоры в иерархии волшебных объектов. Идеальные миры на то и идеальные миры.

(Троп романтической любви, как я его наблюдаю, я понимаю как проект по созданию и поддержанию друг у друга чувства сценарного выигрыша и травматического бессмертия, а также чувства экзистенциальной значимости, целостности и ценности каждого участника, что, вообще-то, лучше бы самому себе мочь дать.)

В общем, это примерно те причины, по которым я считаю себя аромантиком и поли.
Когда-нибудь ещё расскажу об асексуальности.
______________________________________________________
*если кто-нибудь задаётся вопросом, как можно совместно исследовать сексуальность и не вступать в сексуальное взаимодействие, то, навскидку: совместное чтение, написание и обсуждение порнофанфиков; обсуждение сексуальных фантазий; обсуждение реального опыта, как с партнёром, так и без (например, игрушек для секса); совместный выбор и покупка белья; и т. д.
**я в сомнения, можно ли использовать здесь слово "троп" или должно быть слово "нарратив"; но, в общем, я использую слово "троп" в таком значении иногда.

@темы: квир-рефлексия, аромантика, сексуальность и/или отношения, правила жизни, методы жизни

22:31 

замначальника департамента глюков и монстров
Вообще, самое главное событие, которое всё определило в моей жизни в последние несколько месяцев - это то, что старой бабушке Арсения, с которой мы живём, осенью стало похуже, и это стало причиной, легатимизировавшей моё увольнение.

Когда люди слышат, что я не работаю, потому что мне надо сидеть с 91-летней бабушкой с диабетом и деменцией, они считают это поводом для сочувствия, но это не нуждается в сочувствии: бабушка спит примерно двадцать часов в сутки и довольно безобидна, кроме того, прямой контакт со смертью и безумием обладаем таким же потенциалом для восстановления и развития психики, как и для её разрушения.

Кроме того, люди часто рассматривают погружение в себя как трагедию. Для меня же эта пауза, которая была совершенно необходима.

Кажется, теперь я знаю о трудоголизме достаточно, чтобы не попадаться на эту удочку. Остальные типы такого поведения приглушают одни эмоции и усиливают другие.
Трудоголизм выключает их все. Все эмоции переключаются на то, что тебе не принадлежит, что даёт тебе несопоставимо мало и что почти никак не характеризует тебя личностно.
Я не был не занят с детства, больше десяти лет, и в самое первое время до меня доехало всё, начиная с проблем средней школы, да и более ранние тоже.

Зато я не бегу.

00:32 

замначальника департамента глюков и монстров
Кажется, для ведения блога всё-таки нужно представление об адресате, как во внутреннем монологе часто фигурирует невидимый собеседник.

Поэтому в последнее время чаще всего я пишу какие-то заметки на ВК.

Там меня лайкает научная руководительница (уже вторая, но они обе очень классные).

01:21 

замначальника департамента глюков и монстров
(С годами периодически посещающее меня сильное желание прочитать то или иное стихотворение, желательно, вслух стало всё больше сближаться с сексуальным возбуждением; слабеющие колени, ток по всему телу.)

(Месяц назад, после последней в моей жизни хорошей вечеринки (включившей в себя массу компонентов действительно хорошей вечеринки, как то: пьяные танцульки, втягивание какой-то прорвы народа в пьяные танцульки, участие в компроментирующем видео, включающем пьяные танцульки и виновницу торжества, пьяные массовые обсуждения Сейлор Мун, Игры престолов и слеша, чудовищно переперчённая пицца, рассветное попивание внезапно неплохого неразбавленного виски, что, конечно, уже совершенно лишнее, послерассветные-переходящие в непоправимо утренние стихопочитания с немногими последними продержавшимися и позорно тяжёлое похмелье весь следующий день, что, конечно, тоже совершенно лишнее, но по-своему интересно вспомнить, в общем, всё вот это вот) у нас с Арсением состоялся диалог, в котором Арсений сообщил мне, что моя манера чтения стихов по-своему хороша, но содержит ровно один и тот же эмоциональный ряд везде, и это НАДРЫВ, что немножко не везде в поэзии применимо и в большом количестве приедается. (У Арсения хорошо получается сообщать мне вещи о моём поведении и поступках, которые мне многие пытались сообщить, и ни у кого не вышло, а он вот как-то взяли и объяснил. Я думаю, что это потому, что он ухитряется в такие моменты убрать из интонации всякое проявление агрессии, неодобрения и вообще личного отношения, оставляя только чистое и ясное пожелание ко взаимному обмену знаниями. Особенно это впечатляет на фоне того, что в повседневной жизни он высмеивает и критикует всё и всех, совершенно всё и совершенно всех.))

(Подумалось мне, что моё пожелание всё время что-нибудь записывать про себя, про свой внутренний процесс, в сущности, должно иметь те же корни, что и привычка многих людей всё время что-то фотографировать. Я ничего не фотографирую, мне обычно как-то всё равно. Но я записываю, записываю и записываю. И периодические всплески диктофона туда же, конечно. Хотя встреча с собственной дикцией всякий раз вызывает у меня страдание, а неумение пользоваться голосом - стыд, и исправление всего этого совершенно не в списке приоритетов сейчас.)

(Я ставлю скобки в скобки, и это как раз меня совершенно не беспокоит.)

23:46 

замначальника департамента глюков и монстров
Что-то странное со мной - я страшно романтически увлечён не скажу какими книжками (это очень волнующе сейчас, холодному миру не понять, улыбочка) и даже фанфикшену по ним (что вовсе мне не свойственно), постоянно слушаю песни из советских фильмов (теперь ещё Синатру, что тоже вообще-то мне не то что бы очень свойственно), погружён в себя, перевозбуждён и счастлив.

Кстати о песнях из советских фильмов - родная культура прямо-таки убивает меня своей спонтанной глубиной. Такое чувство, что когда русскоязычному поэту-песеннику нужно вставить в текст какое-нибудь "Ту-ду-ду", чтобы уложиться в размер, он обязательно вставляет в текст какую-нибудь невыносимо философскую сентенцию.
Совсем эта особенность вышибла мне дух в песне "У природы нет плохой погоды" из фильма "Служебный роман". Я помню этот фильм - романтическая, практически семейная комедия о романтических же отношениях в обществе, привыкающем к сдвигами в гендерных ролях, в общем даже вполне милая по посылу. У нас есть побочная линия влюблённости подруги главного героя в неподходящего мужчину, и в связи с этим ужасно грустная песня о том, что женщине после 35 ничего хорошего в жизни особо не светит, и это неприятное убеждение, но типичное для времени. Там есть такие строки - ей-богу, я не шучу: "Смену лет, закаты и восходы, И любви последней благодать, Как и дату своего ухода Надо благодарно принимать".
Подчёркиваю - это семейно-романтическая комедия. Про любовь. Мимоходом призывает зрителя задуматься о смерти и принять её.

Ещё мне очень нравится строчка: "Представь себе весь этот мир, огромный весь, таким, какой он есть, на самом деле есть" ("Представь себе" из фильма "Чародеи"). Тоже неплохой заход для романтической песни в романтической новогодней комедии.

Или строчки "Не видят люди друг друга, Проходят мимо друг друга, Теряют люди друг друга, А потом не найдут никогда" из совершенно ужасной на мой вкус одноимённой песни из "Иван Васильевич меняет профессию". И я даже о том, что весь этот трагизм вставляется в историю мимоходом, к делу отношения не имея от слова "совершенно", а про то, что я теперь и не знаю, не всплыла ли основа всех мои многочасовых размышлений и разговоров о том, как это важно и сложно - чтобы люди друг друга видели, из глубин детской памяти.

Помимо всего этого у меня есть и хорошо забытая старая любимая песня из детства - это "Леди совершенство" из "Мэри Попинс, до свиданья!". Это дорогая моему сердцу история, потому что она опять о женских ролевых моделях, которые повлияли на меня в детстве. Это единственная песня, которую я могу вспомнить из своего детства, сюжет которой сводится к тому, что вот есть женщина, и она очень крутая, сама по себе, вообще. Причём я вижу сейчас, что если идти по тексту, то прославляемые качества в основном сводятся к внешности (и к непонятной сверхсиле исцелять людей, которая непонятно как приплетена к делу), НО 1. Наталья Андрейченко, которой всё это посвящено, выглядит нормально, как живой человек; 2. она танцует в кадре какой-то безумный нелепый танец и делает это с явным удовольствием; 3. если перебирать конкретику, то упоминаются такие черты леди-идеала как а). шпилька, б). булавка, в). туфельки, г). шляпка, д). улыбка, е). жест и наконец общая манера держать себя - "Когда я легко и просто выхожу на перекрёсток". Т. е. мой детский ум где-то здесь, кажется столкнулся с очень важной мыслью о том, что красота - это поведение, а не что-то такое случайно получившееся и детерменированное формой и размерами; и, наконец, 4. демоническая энергия и сила, с которой звучит это финальное "Ах, какое блаженство, ах, какое блаженство - знать, что я совершенство, знать, что я - идеал!", приоткрывающая завесу над тайной магией полной уверенности в себе, удовлетворённости собой и удовольствия от данного переживания.
В общем, леди Мэри оставила незгладимый след в моей душе. Сейчас, конечно, отдельно доставляет беспечное изящество, с которым английская гувернантка (хоть и явно нечеловеческой природы и возможностей) была повышена до жены рыцаря, но мне, простому постсоветскому ребёнку это было, естественно, до лампочки, отложилось только то, что леди - это способ назвать такую потрясающую женщину, что аххх.

17:09 

замначальника департамента глюков и монстров
Из книги Пьера Байяра «Искусство рассуждать о книгах, которые мы не читали»


Коллективная библиотека – группа книг (обычно довольно большая), которые представляются значимыми для определённой группы людей в данный момент. По мысли Байяра обычно каждый член группы не читал довольно большое количество книг из этой группы, но имеет представление о взаимоотношениях между ними.
Внутренняя библиотека – книги, которые важны для определённого человека.
Виртуальная библиотека – пространство обмена мнениями о книгах в устной или письменной форме. Это подвижная часть коллективной библиотеки каждой культуры, и располагается она в том месте, где встречаются внутренние библиотеки всех участников дискуссии.
Книга-ширма – некая заместительная сущность, которая становится предметом беседы, когда мы думаем, что беседуем о книгах (включая те, которые мы читали и думаем, что хорошо их помним), книга-проекция, подверженная влиянию конкретного момента, нашим подсознательным устремлениям, а также дискурсу о книге. Входит в коллективную библиотеку.
Внутренняя книга – некий идеальный внутренний объект, который несёт в себе один или несколько внутренних сюжетов, имеющих принципиальное значение для обладателя внутренней книги, так как в них говорится о рождении или о последнем пути. Входит во внутреннюю библиотеку.
Книга-фантом – неуловимый и подвижный объект, который возникает, когда мы беседуем или пишем о книгах. Он складывается при встрече нескольких книг-ширм, которые читатели строят на основе своих внутренних книг. Также то, что возникает при соединении виртуальных нереализованных возможностей каждой книги и нашего подсознания. Входит в виртуальную библиотеку.

"Личная внутренняя книга составлена из наших фантазий и собственных легенд, и она имеет прямое отношение к тому, что мы любим читать, к нашему выбору книг и манере чтения. Это и есть тот фантастический объект, который ищет каждый читатель, и самые лучшие книги, которые ему встретятся в жизни, будут лишь несовершенными фрагментами этого целого, но они будут подталкивать его читать дальше.
Можно сказать, что и писатель всю жизнь ищет и совершенствует свою внутреннюю книгу и его постоянно не устраивают все существующие книги, в том числе и его собственные, как бы он ни старался. А действительно, как заставить себя писать дальше, если у тебя нет такого идеального образа совершенной книги, подходящей именно тебе, - той, которую ты без конца ищешь и к которой стремишься, но никогда не можешь её создать?"


По поводу виртуальных книг и книг-фантомов – к ним должны ещё относиться смутные ощущения и ожидания от всем известных книг, которые возникают до прочтения из культурного фона (виртуальной библиотеки), также от названия, известных фактов об авторе и эпохе и прочее. У меня, например, была очень смешная история об «Унесённых ветром» и «Гордости и предубеждении».
Первая книга на основе детских воспоминаний о фильме (который, возможно, частично смешался со «Скарлетт») и каких-то ещё впечатлений до прочтения казалась мне такой сёдзе-литературой, очень девочковой, про то, кто с кем поженился и всякие романтические предпризнательные интриги. На деле «Унесённые ветром» - это суровая история о войне, голоде и лишениях, разрушении уютного маленького мира, юношеских ошибках и приверженности морально устаревшим иллюзиям, угнетённом положении женщины, а также о том, что личностно неприятные качества вроде цинизма, а также железный характер, реализм и жизнестойкость более предпочтительны с точки зрения выживабельности в трудные моменты истории, чем высокая культура и общее прекраснодушие. Очень суровая такая история, в общем, в чём-то даже тяжёлое чтение.
Относительно «Гордости и предубеждения» у меня было (даже и не знаю почему) представление, что это должна быть драматическая любовная история из жизни высшего общества, но на фоне каких-нибудь мрачных исторических обстоятельств типа войны и с какими-нибудь ещё осложнениями типа безумия, преступлений, отверждения обществом, изгнаний или хотя бы ухода на войну, такая классическая историческая эпопея, только британская.
То есть они у меня вчистую поменялись местами, и это я нахожу очень забавным.
Ещё смешное о «Твин Пикс» - до просмотра сериала у меня это была история о каком-нибудь разгульно светском образе жизни (и чтобы большая часть действия проходила в жутко пафосных казино, операх, кабаре и в холлах дорогих отелей), а Лора Палмер должна была быть такой всей светской львицей-богатой наследницей с десятком скелетов в шкафу, запутанными любовными и прочими связями и общей потерянностью в жизни. Что-то такое немного в духе «Великого Гэтсби».
__________________________________

Позднее добавление к этой теме: в контексте концепции Байяра фанфикшен становится особенно интересным явлением. С одной стороны, всё довольно просто: история очень хороша, настолько хороша, что нужна буквально небольшая доработка напильником до моей внутренней книги, ведь совершенно ясно, что (чаще всего) эти двое должны быть вместе, а его поведение объясняется главным образом недооценённостью и тонкой душевной организацией. Однако эта простота довольно иллюзорна, потому что в итоге мы получаем новый текст, который с одной стороны является заполнением дельта-расстояния от книги-ширмы (канона) до внутренней книги автора фан-фика (неуловимой и невыразимой), с другой - присоединяется к книге-фантому (первоисточнику), поскольку теперь является одним из проявлений первоисточника в культурном поле - виртуальной библиотеке. А с третьей стороны - этот текст является новой книгой, вокруг которой незамедлительно начинают развиваться все те же самые процессы, что и относительно всех остальных книг, уже созданных людьми.
С другой стороны, появляются всякие дополнительные переменные. Я думаю о фаноне. Личный фанон - это довольно понятная штука, то самое дельта-расстояние, которое отделяет книгу, с которой я ознакомился или думаю, что ознакомился, и мою внутреннюю книгу. Но есть ещё коллективный фанон - общее представление о том, какими книга, её персонажи и сюжет должны быть, но не являются. И это, кажется, какой-то альтернативный способ взаимодействия с культурным объектом вообще.

@темы: книги

23:47 

замначальника департамента глюков и монстров
Стащено у Тиффани Ветровоск.

1. Выберите группу и отвечайте ТОЛЬКО строками из их песен.
У меня очень долго (года два-три) был период, когда музыкой по умолчанию всегда была Тикки. Хотя я мало слушала музыку почему-то.
Теперь это изменилось, теперь внезапно у меня одна сплошная Арефьева. Поэтому группа - Ольга Арефьева и Ковчег.
читать дальше

...белый... (Мысли на случайные темы.)

главная